📌 ИСТОРИЯ ГЖЕЛИ: КВАСНИКИ И КУМГАНЫ __________________________ Гжельские принципы декоративного образного решения вещей наглядно проступают в квасниках и кумганах - наиболее ярких предметах этой группы, по сложности исполнения не имеющих себе равных в русской керамике того времени. Основной объем этих крупных сосудов - диск - вытягивался на гончарном круге. В одном случае полученная чаша заделывалась крышкой, в другом - две чаши соединялись краями и шов проходил посредине ребра. Остальные детали предмета или вытягивались таким же образом, или оттискивались в деревянных формах. Дисковидное тулово ставилось на четыре ножки, к нему приставлялись зеркально расположенные ручка, носик, шейка, скульптурные украшения. Окончательная ручная доводка снимала ощущение наборности, механистичности. В русской керамике квасники и кумганы были известны и ранее, однако в майолике они стали отработаннее, технически совершеннее. Универсальность мышления гжельского мастера способствовала решению им сложных художественных задач. У квасника, в отличие от кумгана, в центре диска было отверстие, как предполагается, для кусочка льда. Гжельскими мастерами была продумана архитектоника каждой вещи, прочувствована мера пропорциональных соотношений. Весь предмет можно уложить в мысленно очерченный равнобедренный треугольник. Ассоциацию с архитектурным сооружением поддерживает характер скульптурного декора, посаженного на плечики тулова, как скульптура на фронтоне здания. Какой же богатой была и живописная фантазия гжельца, которая проявлялась в самых невероятных сочетаниях сюжетов - всадники с копьем, солдаты с пушками, охотники, женщины с детьми и другие сцены, развернутые в повествовании! Фигуры, как правило, имели яркую индивидуальную характеристику, хотя в выполнении каждой из них можно заметить использование одних и тех же форм-шаблонов… 🤫 Интересно? #гжель #историягжели #промыселгжель